Интерпретация Хейслип - современное толкование.
Ваше солнце вот-вот взойдет, удача на подходе, вы ждали ее достаточно долго.
Время благоприятствует всякого рода развлечениям, главное - не увлекайтесь ими сверх меры.
Будьте
готовы к успеху, который скоро последует. Счастье будет сопутствовать
вам в осуществлении новых замыслов, а также в игре. Шагая по пути
успеха, не забывайте смотреть под ноги, чтобы не погрязнуть в мелочности
и меркантильности.
Желания непременно исполнятся, но нужно подождать еще немного.
Будьте осторожны, не тратьте больше, чем получаете.
Ассоциативное толкование.
Данная трактовка нацелена на более тонкое, интуитивное восприятие Книги Перемен.
Если ответ показался вам
туманным, внимательно прочитайте ассоциативное толкование, и шестое
чувство поможет вам разобраться в ситуации. Это время для накопления сил
и ресурсов для встречи с неизвестным будущим. Благодаря этому вы
сможете действовать немедленно и адекватно, когда придет нужное время.
Вы можете находить удовольствие в разнообразии сущего. Проникая в его
суть, вы движетесь вместе с потоком событий.
Набирайте помощников и наделяйте
их полномочиями, чтобы ваши силы были готовы развернуться в любой
ситуации. Накопленная энергия высвобождается внезапно, словно вырастая
из земли. Имейте ясную цель и учитесь приспосабливаться, чтобы сохранять
гибкость. Небо и Земля взаимодействуют, создавая времена года и
управляя мириадами явлений и событий. Такими были и мудрецы древности.
Они могли мгновенно реагировать, находя выход из любой ситуации, а
внутренняя добродетельность защищала их от вреда.
"Трудности перевода"
Название гексаграммы выражает
суть ответа на поставленный вопрос. В адаптированном названии
используется наиболее подходящее по смыслу понятие. И вот здесь
начинаются трудности перевода...
Это пояснение поможет правильно понять оракула иной, древнекитайской цивилизации. Юй (Вольность).
Готовый, подготовленный.
Соблюдать меры предосторожности, приводить в порядок, подготавливать.
Радостный, довольный, счастливый. Находить удовольствие, увлеченность, энтузиазм.
Немедленная реакция, готовность к действию.
Иероглиф изображает ребенка, едущего на слоне. Это подразумевает, что состояние готовности
позволяет вам реагировать без промедления.
Каноническое толкование.
И, наконец, "продвинутое"
толкование гексаграммы. Практически дословный перевод так называемых
канонических текстов "Книги Перемен". [Благоприятно возведению на
престол князей и движению войск]
I. В начале шестерка.
Если провозгласишь вольность, - будет несчастье.
II. Шестерка вторая.
Будь крепче камня, но не до конца дня!
- Стойкость к счастью.
III. Шестерка третья.
Засмотришься на вольность - будет раскаяние.
IV. Девятка четвертая.
Исходи из вольности. Многое будет достигнуто.
- Не сомневайся! [Друзья соберутся вокруг тебя, как] волосы вокруг шпильки.
V. Шестерка пятая.
Будь стойким в болезни.
Постоянное не умрет.
VI. Наверху шестерка.
Померкнувшая вольность. В совершаемом будет чрезмерность.
-Но, когда совершаемое минует беды не будет!
Комментарий Ю.К. Щуцкого
Смирение, которое описано в
предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего возможность сближения высших с
низшими, уравнивает их. Поэтому оно и обеспечивает равные условия для
всех, и с него может начаться новый цикл развития. Оно лишь почва, на
которой начинают снова действовать силы развития, идущие из глубины
вовне. Это положение выражено в настоящей гексаграмме, где внизу мы
видим знак земли, однородность черт которой выражает равенство. Над
землей, вовне, расположен знак молнии, сущность которого — активность,
проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и не препятствует этой
активности. Она находится в условиях полной свободы — вольности. Но если
такая вольность ничем и не ограничена извне, то она все же должна быть
ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в хаос. (Так и
подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам для себя
выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония будет в
его произведениях, а произвол.) Такое необходимое самоограничение должно
развиваться как на пути утверждения положительных элементов
(представителей того, что действует из центра вовне), так и на пути
поражения отрицательных сил, на пути их завоевания. «Книга Перемен»
сложилась в условиях феодального общества и в среде носителей феодальной
власти. Поэтому не удивительно, что эти мысли здесь облечены в
следующие образы: Вольность. Благоприятствует возведению на престол
феодалов и движению войск.
1
Вся эта ситуация должна
рассматриваться под знаком учения об изменчивости мира, а именно: «когда
расцвет достигает полноты, то необходимо наступает упадок». Поэтому и
вольность ни на минуту не должна отстранять бдительность. Это особенно
применимо к первой позиции, которая, согласно традиции, обозначает того,
кто, не обладая еще развитыми силами, сам действовать еще не может и,
ничего не предпринимая к своему усовершенствованию, только вторит силам,
задающим тон. Естественно, такая деятельность не приводит к счастью.
Поэтому в тексте мы читаем: В начале слабая черта. Созвучие вольности.
Несчастье.
2
Вольность, угрожающая
превратиться в хаос, более всего нуждается в самоограничении, которое
может исходить из сосредоточенного покоя. Он именно выражается на этой
второй позиции (центральной — «сосредоточенность»; триграмма «земля»,
«покой»). И именно эти качества дают возможность совершенно отчетливого
рассмотрения мира, при котором собственное движение не искажает его
перспективы. Поэтому именно здесь возможно моментальное восприятие его,
включающее в себя и предвидение наступающих, но еще не сложившихся
событий. Здесь совершенно излишне ждать целый день, пока не будет
достигнуто познание. Поэтому и в тексте мы находим соответствующие
образы, достаточно выразительные, несмотря на их спорадичность: Слабая
черта на втором месте. Крепче, чем камень.: Не до конца дня. Стойкость —
к счастью.
3
На третьей позиции
характеризуется ситуация кризиса при переходе от сосредоточенного покоя к
действию вольности. Последняя здесь настолько близка, что заслоняет
собою все остальное, всю необходимость самоограничения и бдительности.
Здесь легко «заглядеться» на вольность, а тем самым допустить задержку
развития, «промедлить». Но всякое промедление есть отстаивание и
упущение, в котором придется раскаяться. Поэтому и текст предостерегает:
Слабая черта на третьем месте. Заглядишься на вольность — раскаешься.
(Ибо) промедлишь, и будет раскаяние.
4
Эта позиция, единственная
занятая сильной чертой, является главной во всей гексаграмме Вольность.
Все остальные позиции относятся к ней лишь как подсобные. Все их силы
группируются вокруг нее, как волосы, «покрывающие шпильку», группируются
вокруг нее в прическе. Это особенно возможно потому, что именно здесь
может проявиться вольность (активная сильная черта в триграмме
«молния»), лежащая на подготовленной почве (в триграмме «земля» — покой и
стойкость). Здесь возможно достижение самых широких целей и неуместно
никакое сомнение. Поэтому и в тексте мы находим афоризм, полный
бодрости: Сильная черта на четвертом месте. Исходи из вольности.
Обладание великим — доступно. Не сомневайся. Друзья (соберутся вокруг
тебя, как волосы), покрывающие шпильку.
5
Как уже было указано, в
данной гексаграмме главная позиция — четвертая, и ей подчинены
остальные. Но пятая и шестая — расположены над ней, это выражает их
переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как
отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до
болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не
сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной
и, как правило, благоприятной позицией. Поэтому и в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Стойкость — к болезни. Постоянное не умрет.
6
На верхней позиции, как мы
уже неоднократно видели, наступает конец данной ситуации. Она омрачается
еще и тем, что эта верхняя позиция представляет собою увлечение в
«пустую абстракцию», как результат перерезвития данного процесса.
Поэтому и в тексте здесь сказано: Наверху слабая черта. Омраченная
вольность. В становлении будет чрезмерность. (Но) беды не будет.
Комментарий А.В. Швеца
Во внешнем — Пребывание и
незыблемость, во внутреннем — Исполнение и самоотдача. Все линии
прерванные, кроме последней во внешней триграмме. Следует полностью
доверится естественному и закономерному ходу событий, только в «конце
дня» возможна неопределенность — «в постоянстве не умрешь». Однако для
совершенномудрого такое незначительное проявление абсолюта — как
болезнь.